ПОНИМАЕМ ЛИ МЫ ДРУГ ДРУГА?
Согласитесь, окружающий мир каждую минуту обрушивает на нас просто шквал информации, впечатлений, - он такой разнообразный, а сознание наше такое маленькое, способности человеческого восприятия так ограничены...
И нам поневоле приходится выбирать наиболее важное, а все остальное отсеивать, или, говоря языком психологии, "фильтровать". Что мы постоянно и делаем, сами того не замечая. Наше сознание выбирает наиболее важное для нас в этом мире, что-то отодвигает на край восприятия, а от чего-то просто отказывается, чтобы не перегружаться. В фильтрах недостатка нет, они действуют на самых разных уровнях нашего "Я" - начиная с того, что вы можете просто не замечать "ненужных" вам в данный момент людей, и заканчивая тем, что вы совершенно не обратили внимания на запах гамбургера, которым только что наскоро перекусили. Кто-то читает древних философов, а кто-то Александру Маринину - и это тоже фильтрация. Человек выбирает то, что ему кажется более важным и интересным или просто более близким и родным. Тот, кто видит в окружающем мире прежде всего все плохое и постоянно думает о проблемах, - тот их обязательно находит, - примеров тому вокруг, согласитесь множество.
Вот почему важно помнить, мир вокруг нас достаточно велик, и в нем есть все, - надо только немного направлять самого себя, и вы найдете то, что вам нужно.
Все сказанное непосредственно относится и к общению с людьми. Слушая собеседника, мы часто автоматически отбрасываем то, что нам "не подходит", и слышим только то, что прошло через наши фильтры.
Знакома ли вам такая ситуация: ваш собеседник вас вроде бы внимательно слушает, кивает головой, и вдруг - словно какая-то муха его укусила - начинает спорить, причем иногда совершенно не по теме, а вообще непонятно о чем. Подчас дело доходит прямо-таки до агрессивной реакции. И вам остается только гадать, что же, собственно произошло? Попробуем разобраться в ситуации.
Слова, которые мы произносим, есть не что иное, как сочетание звуков. Но каждый из нас вкладывает в них свои понятия, некие куски своего личного опыта восприятия мира. Если я скажу слово "мужчина", то кто-то из присутствующих женщин увидит принца на белом коне, кто-то услышит нежные слова, произнесенные приятным голосом, а кто-то вспомнит прикосновение сильных мужских рук. Попробуйте как-нибудь, находясь в компании, провести такой эксперимент. Назовите слово, например, "автомобиль", и пусть каждый скажет, что он при этом себе представляет. Один скажет: "Я вижу красивый "мерс" цвета морской волны", другой: "Я слышу звук мотора", третий: "Я ощущаю себя сидящим за рулем". Вы стали свидетелем трех разных способов восприятия и описания одной и той же картинки.
И вот тут самое время вернуться к рассказу о фильтрах нашего сознания. Потому что один из наиболее важных фильтров - это наши каналы восприятия окружающего: зрение, слух, чувства. Психологи обозначают их так: визуальная система восприятия (зрение), аудиальная система (слух), тактильные ощущения (кожная чувствительность), внутренние ощущения (мышечные, ощущения в желудке или других органах). Каждая из этих систем имеет свои особенности: например, визуальная - самая быстрая, а кинестетическая (тактильные и внутренние ощущения) - самая медленная.
Обычно человек ориентирован на какой-то один из каналов восприятия - он проводит в нем больше времени, лучше соображает в нем и ориентируется. Но это совершенно не значит, что Визуал ничего не слышит и не чувствует, - это означает только, что зрительное восприятие для него как бы более важно.
Прислушайтесь внимательно к речи своего собеседника. Если в ней звучат такие слова, как "ярко", "ясный", "наглядно", "четко", "цветной", "радужный", "смотреть", "приглядывать", "белесый", то перед вами, вероятнее всего, Визуал. Если же вы слышите: "громко", "тихо", "ритмично", "музыкально", "слушать", "беседовать", "хрипло", "бас", "стон", "тон", - то ваш собеседник Аудиал. Ну а в речи Кинестетика будут звучать слова:"тепло", "мокро", "ощущение", "прохладно", "напрягаться", "действовать".
И если вы в разговоре с Визуалом будете использовать слова из кинестетического ряда, то он, скорее всего, поймет вас не так хорошо, как вам хотелось бы. А может быть, вообще поймет по-своему, - так, как продиктуют ему его собственные фильтры восприятия, - и вот вам результат - та самая странная реакция, о которой мы уже говорили. Причем сам он не осознает, что конкретно произошло, у него лишь возникнет смутное ощущение чего-то неправильного, неприятного, - и он агрессивно среагирует на это ощущение.
А все потому, что вы с ним говорили на разных языках.
Гораздо большего успеха в общении вы достигните, если ваши слова будут близки к каналу восприятия собеседника. Попробуйте - и результат будет заметен сразу.
Можно попытаться определить тип восприятия собеседника и по внешним признакам. Вот некоторые из них.
Привычное выражение лица Визуала - слегка приподнятые брови, как знак внимания. Голос чаще всего высокий. Сидят Визуалы обычно прямо, да и стоят тоже. Если сутулятся, то голову все равно задирают вверх. Дистанция такая, чтобы лучше разглядеть собеседника, поэтому обычно они садятся в некотором отдалении, чтобы увеличить поле зрения. Для Визуала важно, чтобы было красиво, он даже готов надеть что-то эффектное, яркое, пусть и неудобное, - внешний вид свой и собеседника - для них очень важен. Если Визуалу надо объяснить что-то серьезное , то, желательно показывать ему графики, таблицы, рисунки, фотографии... Ну, в крайнем случае, изобразите жестами, какого это размера и где расположено.
Кинестетики ценят удобство, комфорт и внимательно относятся к своему телу. Сидят они обычно с наклоном вперед, часто сутулятся. Любят сидеть близко к собеседнику, - чтобы можно было его потрогать. И если ваш партнер во время разговора хватает вас за руки или теребит ваши пуговицы - будьте уверены , он - Кинестетик. Эти люди носят старый потрепанный свитер только потому, что тот удобен. Они - люди действия, им необходимо двигаться, бегать, трогать, нюхать. Это их способ восприятия мира, по-другому они просто ничего не понимают. И взаимоотношения для них - это в первую очередь некое действие. Мужчина-кинестетик с трудом может воспринимать жалобы женщины, уверяя: "Ей же не решение проблемы нужно, а просто - рассказать...". Для него "просто рассказ" как бы лишен смысла: надо что-то делать, а если делать нечего, то нечего и болтать.
Аудиал обычно сидит в характерной "телефонной позе" - голова немного набок, ближе к плечу. Эти люди очень любят говорить, они живут в разговоре, в звуках, ритмах. Как говорила одна героиня комедии Островского: "Как же я узнаю, о чем я думаю, если не скажу это вслух?". Аудиалы любят диалоги: и в жизни, и в фильмах, и в книгах. Содержание особой роли не играет, главное - звучание голосов. А голоса у Аудиалов обычно очень мелодичные и выразительные.
Чтобы запомнить номер телефона, Кинестетик должен написать его собственноручно, Аудиал - произнести, Визуалу же достаточно запомнить как он выглядит.
А теперь попробуйте использовать полученные знания на практике. Например, вы продаете фен для волос. Допустим, вам повезло: вы смогли пообщаться с потенциальным покупателем несколько минут и уже представляете себе, кто перед вами. Дальше можно действовать по следующей схеме. Визуалу покажите красочный проспект причесок, которые можно делать с помощью этого фена, покажите прибор и отметьте, какой у него приятный для глаза дизайн и цвет. Кинестетику суньте его в руки и объясните, на что нужно нажимать и что крутить, и пусть он сам попробует, как это удобно. Аудиалу можете долго рассказывать о чем угодно, только не монотонным, а выразительным голосом, выделяя важные моменты интонацией. Видите, как все просто? Пробуйте!
Автор статьи: Елена Егорова
Просмотров: 2709