ЕСЛИ ВАС КРИТИКУЮТ
Респонденты объясняли этот “феномен” по-разному. Потому что в критике изначально заложен негатив, иначе это уже не критика, а конструктивный разговор. Потому что критика не бывает объективной, в ее основе всегда заложено персональное отношение человека к тебе. Потому что критика - удел неуверенных, самодостаточные люди не копаются в ошибках других и находят иные способы изменить ситуацию к лучшему… Слушая эти размышления, я все больше склонялась к мысли: мы разучились (а, может, никогда и не умели) критиковать и реагировать на критику. А ведь в ней есть неоспоримое достоинство: она указывает на наши недостатки. Критика помогает трезво оценить себя, свою работу, свое окружение.
Я помню, как приятельница, открыв свой маленький цветочный киоск, все время списывала замечания “коллег” по цеху на черную зависть и, конечно, их игнорировала. Через месяц-другой схватилась за голову: никакой прибыли, одни расходы, именно по тем причинам, о которых ей говорили коллеги.
Согласна, когда слышишь в свой адрес критику, ощущения не самые приятные. Но какой бы она ни была - справедливой или нет, - нужно обратить ее себе во благо. Как? Есть несколько простых правил общения.
Спокойствие, только спокойствие!
или Если критикуют вас…
Я до сих пор помню первое в моей трудовой жизни выступление на совещании. За круглым столом сотрудники слушали предложения по работе вверенного мне отдела. Я понимала, что мои новшества вряд ли будут сразу восприняты на ура: новенькая, молодая, неопытная, со своим уставом да в чужой монастырь. И, конечно, была готова к замечаниям. Но не к уничижительной критике. Они разобрали “по косточкам” весь мой доклад… Я невнятно оправдывалась, что-то объясняла, пару раз огрызнулась - в общем, свое первое “столкновение” с критикой провалила. И только сейчас - после десятков таких выступлений, сложных переговоров - могу уверенно сказать: сама виновата. Потому что существует…
У моего бывшего начальника была манера: он любил подписывать свои распоряжения задним числом, а потом отчитывал меня за якобы сорванные сроки поставок, отчетов, звонков. В ответ на его регулярные обвинения “Вы слишком медленно работаете!” было очень сложно не сорваться на крик: а кто так поздно утвердил проект?! Мудрая коллега, наблюдая за моими беспомощными попытками оправдаться, дала полезный совет. Если вас начинают критиковать, тем более несправедливо, для начала мысленно посчитайте до пяти - задержите таким образом рвущееся наружу негодование. Потом невозмутимо спросите совета, чтобы заставить критикана выдвигать не обвинения, а предложения.
Смиритесь с тем, что коллега искренне верит в вашу неправоту - у него просто своя точка зрения, и, как вы, он имеет на нее право. Войдите в положение шефа - будь вы в его должности, тоже критиковали бы подчиненных: для того и существует руководство, чтобы контролировать. Не воспринимайте все их замечания как личное оскорбление - они оценивают не вас, а результат, дело, подход. И не начинайте сразу оправдываться: со стороны кажется - защищается, значит, виновата.
Психологи советуют в таком случае “подвести итог” сказанного критикующим, в котором была бы очевидна его неправота. Моя соседка по кабинету отвечала нашему коллеге-критикану на его вечные претензии очень хитро. Он: “Вы ушли раньше с работы! И это уже не первый раз”. Она: “Вы считаете, мы должны находиться на рабочем месте постоянно, а значит, не ездить на переговоры с заказчиками?” Несмотря ни на что постарайтесь сделать своих “врагов” партнерами: предложите еще раз обсудить проблемный вопрос, спросите совета, поделитесь своими наработками. И не ровен час вы, так же как и я когда-то, услышите: “Вы уж не держите на нас зла, мы сегодня погорячились”…
Кто на свете всех милее?
или Если критикуете вы…
На первый взгляд, парадоксальная рекомендация. Но в деловом мире существует правило: начинай и заканчивай общение комплиментом, то есть ни в коем случае не критикой. Образно говоря, горькую пилюлю осуждения нужно завернуть в красивый фантик: “Вы так блестяще справились с предыдущей задачей, наши клиенты очень довольны той работой. И мне хочется разобраться, почему низкий результат в текущем проекте. Вы же грамотно продумали каждую его деталь!”
Правило 2. Оценивайте работу, а не человека
Вы заметили, как в предыдущем примере прозвучала критика? “Почему такой низкий результат”. Хотя по привычке могло сорваться “вы плохо работаете над проектом!”, “вы проявили себя с худшей стороны!”, “завалили дело!”. Характеризуя человека, вешая на него нелицеприятные ярлыки “непрофессионала”, “безответственного”, “глупого” и т. д., мы лишь усугубляем ситуацию: задеваем достоинство собеседника, вызывая в нем протест, агрессию, обиду и защитную реакцию. Совсем другое дело, когда мы говорим о своем отношении к проблеме, к делу. “Я разочарована результатом”, “мне обидно, что проект не развивается…” - согласитесь, критику в такой форме вы и сами воспримете легче.
Даже самая справедливая критика будет воспринята в штыки и способна навсегда рассорить собеседников, если она построена на сплошном негативе. Вместо того чтобы говорить, в чем человек неправ, лучше сказать, каким он мог быть: вместо “вы неправы” - “вам стоит объективно посмотреть на свои действия”, вместо “вы нерешительны” - “вы должны быть смелее, не бояться риска”, вместо “вы некомпетентны” - “вы не должны были допустить ошибок”.
Правило 4. Не “якайте”
Я часто задавалась вопросом: почему провинившийся человек обижается на мои претензии, не я же допустила прокол, а он! Пока один опытный психолог мне не разъяснил: “Аргументируя свои замечания, вы постоянно повторяете “по-моему”, “мне кажется”, “я уверена”, “я считаю”. Собеседник невольно начинает думать, что это ваша личная точка зрения, ваше персональное отношение к нему, ваша, если хотите, предвзятость”. С тех пор я стараюсь ссылаться лишь на авторитетное мнение, источники, документы: “Вы не справляетесь с задачей - об этом говорят результаты продаж; последние исследования, жалобы клиентов…”. Ничего личного - только бизнес, только объективные факты!
Легко судить, или Если критика влечет конфликт
Критика - не только справедливая - все-таки полезна: она многое говорит о человеке. Иногда мирно обсуждаешь с коллегами проблему, как вдруг один из них накаляет ситуацию, ни с того ни с сего истерично бросая в ваш адрес одно обвинение за другим. Или кто-то из собеседников начинает с царским высокомерием излагать свое видение, тем самым демонстративно рубя на корню все ваши предложения… Почему? Психологи говорят: у критиков есть три цели: выпустить пар, самоутвердиться за чужой счет и действительно исправить ошибки другого. Определить эти мотивы несложно. Если человек раздраженно усиливает свои обвинения, возвращается к ним, значит, пытается вывести вас из себя, ущемить ваше самолюбие. Если после бури эмоциональных упреков сразу успокоился, скорее всего, у него просто плохое настроение. Если же собеседник нарочито спокоен… Спросите его прямо: чем вызвана критика, какую цель он преследует. И по реакции вам сразу все станет ясно.
Проще говоря, дайте понять собеседнику, что вы с ним “одной крови”, за одно дело, за один результат. И в этом случае не важно: вас критикуют или вы критикуете. Главное, чтобы в обоих случаях люди поняли: даже если кто-то допустил ошибку, то готов ее решать ради общей цели. Однажды я была свидетельницей ситуации, когда знакомую босс по телефону отчитывал за выписанный с опозданием документ. И та, покорно выслушав претензии, умело подчеркнула: мол, да, опоздала, но из-за не менее важного поручения начальства — она же не могла его подвести, при этом готова усовершенствовать процесс ради общего блага и удобства того же руководителя. Последнему просто нечего было возразить!
Правило 4. Разрядите обстановку
“Вспомните шутку, расскажите анекдот, ответьте как-то парадоксально и неожиданно для критика” - советуют психологи. На практике же быстро сообразить и сюморить, когда тебя атакуют критикой, удается крайне редко. И не всегда смешно. Лучше предложите выпить кофе, пересесть в другое, более удобное, место, отвлеките каким-то второстепенным вопросом, не таким острым. Эти нехитрые приемы помогут снять напряжение, смягчить разговор, плавно перевести его в другое русло.
Просмотров: 3503