ГАДКИЙ УТЕНОК - ЭТО ВЫ! ИЛИ НЕТ?
Сказка Г.Х. Андерсена «Гадкий утенок» известна всем. Но кто–нибудь из родителей задумывался над тем, а «не пригрели» ли они в своей, вполне достойной семье, «гадкого утенка»?
Замечали вы, как ваш родной детеныш не соответствует вашим представлениям о послушном и добром ребенке, любящем своих родителей? Если поведение сына или дочери не соответствует вашим требованиям, то не сомневайтесь - это тот самый сказочный персонаж. Давайте разберемся: насколько он все-таки «гадок», и его ли в этом вина?
Начнем с самого начала. В чем психологическая суть «гадкого утенка», чем он не устраивает родителей? «Гадкий утенок» - это дикая, природная стихия растущего человечка. Ребенок не такой, как мы – взрослые.
Он удивляет нас своей и похожестью, и непохожестью. Вроде бы плавает, как я – думает «мать-утка», но в то же время – почему такой неуклюжий? Непорядок. И «соседки- курочки» смотрят подозрительно, почему он тебя не слушается. Первый порыв матери – защитить своего ребенка от нападок «утиного двора». Затем противостояние дается ей все труднее, и чтобы особо не напрягаться, объединившись с «курочками и индюшками», она отвергает свое дитя. Тем более, что отец мало интересовался своим выводком, и опереться матери было не на кого.
С раннего детства объясняют утенку, что у него не так: и лопатку с ведерком не умеет держать, и велосипед-то освоить не может. «Поставь ноги на педали, крути руль, смотри вперед. Господи, вон Ваня у соседки рулит во всю, а мой…», «все дети, как дети, а у меня…»
Ребенка «мамочка–утка» начинает приручать, приучать, твердя, что мозги набекрень, что не такой, как все и т.п.
У ребенка перед глазами только одно зеркало – это его родители. И он еще не знает, что зеркала бывают разными, в том числе и кривые. Поэтому «утенок» верит этому зеркалу, и в конечном итоге убеждается в своем изъяне. Ребенок чувствует себя «гадким», ненужным и слабым.
Вот как пишет о себе и своей семье талантливый и симпатичный мужчина.
"Мое появление на свет – результат векового рабства и унижений человеческого достоинства. У родителей за плечами была военная нищета, голод, почти суеверное непонимание происходящего, частые унижения и – что еще хуже – зрелище постоянных унижений их родителей.
Я являюсь носителем таких человеческих качеств, которые нельзя тиражировать, поэтому из соображений евгеники мне нельзя заводить семью."
Разве не достоин сочувствия наш герой? Если родители рабы, то они сотворили сына по образу и подобию своему. Кривое зеркало родителей отразило своего сына так, что унижение себя любимого стало делом совершенно естественным. Даже не удивительно, что в его голове зародилась гениальная идея по спасению рода человеческого от таких, как он. Большинство «гадких утят» одержимы этой потрясающей идеей.
Настрадавшись от несправедливостей, у них заранее сердце кровью обливается от одной мысли, как их будущие детки выйдут в это мир несправедливости и зла. Кто же их будет защищать?
Они не верят в свои силы, что смогут быть любящими родителями и отстоять своего детеныша от влияния «деревни».
Интересно то, что все члены «утиного двора», объединенные общепринятыми ценностями, никогда не сомневаются в том, что плодитесь и размножайтесь, вполне подходящая для них программа. «Утиный двор» - подходящий полигон для подкрепления идей такой науки, как евгеника.
За нежеланием иметь детей стоит стремление к смерти и ощущение бессмысленности собственного бытия.
«Родители- утки» считают, что их рвение по воспитанию достойного гражданина «утиного двора», правильно. Их самих так воспитывали, просто они забыли, что их дикая природа была укрощена давлением семейных ценностей: не перечь старшим и т.п. Правильный, не «гадкий утенок», – удобный ребенок.
Поговорим о «мамах- утках». Образ матери формирует определенный материнский комплекс, который застревает в глубинах бессознательного каждого человека и продолжает незримо сопровождать всю его жизнь.
Первый вариант материнского комплекса – это мать, зависшая перед выбором: ребенок или «деревня».
Если мать разрывается на части, что лучше: непохожесть ребенка на других, его неповторимость, или мнение «двора» и система ценностей, привитая ее родителями, то такая ситуация наносит ущерб безопасности матери, ее устойчивости в этом мире. Выбор у нее один – переделать ребенка, т.е. уберечь его и себя от нападок «деревни».
«Утиный двор» настаивает на послушании и соответствии общепринятым нормам. Амбивалентная мать, т.е. находящаяся в ситуации неразрешимого конфликта, в результате получает послушное дитя, т.к. творческие начинания ребенка не только не поддерживались, но и пресекались.
"Мои родители никогда не спрашивали меня, чего я хочу. Я полностью себя отдала им. Я почему-то не отстаивала свое мнение. Я подчинилась этим деспотам. Я делала все, что требовали родители."
В результате наша героиня оказалась во власти уже отстроенного родителями пути, только они не заметили, что этот путь расходится с истинными желаниями дочери.
Иногда бессознательно мать ищет и находит изъяны в своем ребенке, не может же она быть такой плохой, должно же быть подтверждение той пропасти, которая выросла между нею и «утенком».
Выписки из дневника еще одного «гадкого утенка» о своих отношениях с родителями.
" Я чувствовал себя виноватым за то, что создал сам себе проблемы, что врал, ведя двойную игру. Тяготился сложившейся ситуацией, хотелось «выключить родителей». Родители, конечно, чувствовали мое желание это реализовать, и всячески сопротивлялись. Мать вела со мной «полицейские» разговоры в надежде вывести меня на чистую воду. Время от времени залезала ко мне в зачетку в поисках правды обо мне, или при случае пытала моих друзей. Отец не опускался до таких банальностей. Он в основном осуждающе смотрел, выдавал букеты умных афоризмов на тему, как нужно жить, учиться, и как себя ведут «настоящие мужики». Все это ни нисколько не сочеталось с моими внутренними представлениями."
Вопрос, куда детенышу податься, и он начинает верить во все свои «смертные грехи».
В результате «утенок» получается слабой личностью: он легко уступает, ему трудно сказать «нет», боится настоять на своем. Он лишает себя права жить и поступать так, как ему хочется.
Другой материнский комплекс – мать уступает требованиям «деревни» и изгоняет ребенка из своего сердца. Это психологически сломленная мать.
Ярким примером является гордость матерей, отдающих своих «утят» в суворовские училища, или со слезами умиления отправляющих на службу в армию неоперившихся ребят. Так требует «утиный двор».
Примером может являться сновидение мужчины, который оказался изгоем с точки зрения такой сомнительной науки, как евгеника.
«Одеяло конфетной бумажкой летит на пол, жмусь от холода и яркого света. Комната наполняется запахом сырого шинельного сукна и кирзовых сапог. Я понимаю, что за мной пришли, что меня взяли, что это – конвой. Но самое страшное не это. В дверях, прислонившись к косяку, стоит мать, скорбно щурится и осуждающе покачивает головой: «Так вот ты, оказывается, какой! Пусть тебя забирают, сволочь, туда тебе и дорога». Чувство, будто я совершил чудовищное преступление. Точнее – не совершил, но мне его приписывают, и у меня нет никакой возможности доказать свою невиновность».
В чем же он виноват? Видимо за то, что просто появился на свет.
Другим примером негативного материнского комплекса является мнение, что если женщина забеременела без мужа – позор. «Принесет в подоле». Такие матери, прогнозируя подобное катастрофическое событие для своей дочери, как будто ждут этого, для того чтобы наконец-то убедиться в «гадкости» своего ребенка.
И при этом благополучие дочери зависит от того, жениться «отец- селезень» или нет. Само человеческое существо, находящееся в утробе матери, и сама виновница не играют никакой роли, их физическое состояние не имеют никакого значения по сравнению с мнением «утиного двора».
Ребенок, воспитанный такой матерью, если оказывается в ситуации выбора между своими желаниями и требованиями извне, всегда оказывается загнанным в тупик, для него выбор- это выбор между жизнью и смертью.
"Просыпаюсь в депрессухе, день за окном не радует. Все тот же круг: дом-работа. Концерты и кино не вставляют, в книжных новинках нет сил разобраться. Что остается? Или топтаться среди чужой роскоши и нищеты, или покупать. А что покупать? Для жизни надо мало, да и не меняется жизнь от покупок. Можно посидеть в кафе с друзьями. Но друзья обычно заняты, да и говорить не о чем. Вот и сижу на работе до 12 – 1 ночи, чтоб тупо, без рефлексии доехать до дома.
В общем, и лечь страшно, и встать боязно. Я почти сознательно довожу себя до физического изнеможения, чтобы заглушить бурю внутри. Иногда боюсь сойти с ума.. Как бы заткнуть эту толпу придурков под черепной коробкой, чтоб силы жить оставались?
Все эти дни, с четверга, избегал дома. Шлялся по городу, сидел в кафе, читал, оттягивал. Мой дом – тюрьма. Хотя нет, тюрьма у меня внутри."
Поиск себя изнуряет нашего «изгоя», он пытается найти опору в себе самом, в других, в работе, но все безуспешно. Он загоняет себя в тупик. Хочется спросить, где же твоя мамочка, которая могла бы тебя пожалеть и приласкать, и дать ощущения мира твоей беспокойной душе?
Следующий материнский комплекс: «мама-утка» – ребенок. Она сама когда-то оказалась брошенной и непонятой, она сама себя чувствует «белой вороной». Мы видим ее незрелость, она не верит в то, что ее могут любить. Она не верит в то, что ее любит собственный ребенок. Детеныш у нее вырастает мечтателем, оторванным от реальности, неспособным прогнозировать свое будущее, и хватается за все подряд.
"Когда в детстве я думала, зачем такому большому миру такие маленькие люди, такая маленькая я? Я испытывала благоговейный ужас, страх. А в страхе мы «парим». Человек отстраивает свой мир, проводит работу по изгнанию страха. Страх ограничивает человека, его мир. Человек боится переступить черту, он не может быть открыт для реализации всех своих возможностей.
Человек ищет, преодолевая страх, или не преодолевая его, и не совершает поиск за уже обжитыми, знакомыми границами.
Внутренний мир, как способ накопления знаний о мире и о своих возможностях, и как способ отгородить себя от этого «внешнего мира». Способ «заговорить» и отсрочить страх, страх общения с другими.
Все время хочу доказать, что меня есть за что, если уж не любить, то уважать. Хотя я не чувствую на самом деле, что меня есть за что уважать. Мне кажется, что я глуповатая или даже тупая."
Маленькая девочка, лишенная безопасности, старается сама построить и обрести доверие к миру, вопреки страхам, которые окружают ее с самого детства. Мать потерялась и потеряла своего ребенка. А нашей героине ничего не остается, как все начинать самой строить заново, создавать свой иллюзорно-философский мир, который может дать ей хоть какое-то успокоение. Философия, может быть, на какое то время и даст ей душевное равновесие, но ощущение себя настолько безнадежно, а одиночество настолько непереносимо, что становится страшно за эту девочку. И куда ее понесет в поисках любви и понимания?
Если ребенок ушел «скитаться», искать понимания среди чужих, то этот поиск любви, к сожалению, может заканчиваться плачевно. Выбираются не те средства и не те пути. А неудачи, как в сказке Андерсена, валятся на «изгоя», как снежный ком. Когда он еще доберется до белых лебедей!
Сколько же у него отметин, отличающих его от остальных: неправильный внешний вид, и лезет, куда не надо, ничего путного сделать не может! А так хочется быть хорошим, что в результате становится милым, добрым «зверьком», но без зубов и когтей.
Утенка унижали лохматые коты и косоглазые курицы, его заставляли то летать, то нырять. И он пытался приспособиться и жить по правилам глупых куриц и котов. А они разве могут понять, что такое белый лебедь? А если бы утенка растили мышки, то необходимо изображать мышь?
Гадкий утенок, как будто, был заложником чей то невидимой чужой воли. Материнский комплекс неудачника раскручивал жизнь утенка по самому негативному сценарию.
Настрадавшись, он решил покончить с собой и поплыл к белым лебедям: «если мне суждено умереть, то пусть это будут эти прекрасные птицы». Весело же было утенку, если кругом он видел только потенциальных убийц.
В сказке все закончилось хорошо, он нашел себя и увидел, наконец, как он прекрасен, и что есть все-таки смысл его жизни.
Насколько важно найти свою нишу, свою стихию, самого себя. Принадлежность к чему-то или кому-то дает человеку уверенность в себе и устойчивую идентификацию.
А наши герои, увы, не смотря на зрелые годы, все продолжают блуждать среди куриц и злых котов, принимая их за правильные зеркала. Они чувствуют себя «кривыми», так им в детстве объяснили, поэтому им и кажется, что мир отвергает их, что им нет места среди «утиного двора». Они готовы извиняться перед всеми лишь за то, что ступают по этой земле, чувство вины за свою никчемность гонит «гадких утят» в неизвестность.
А найти в себе лебедя и себе подобных водоплавающих – нет сил, все ушло на выживание, на борьбу с самим собой, на желание угодить «правильным» зеркалам.
"С тех пор психологическая «эмиграция» стала моим сценарием. Я лишаю себя побед, но избегаю поражений. В поисках душевного комфорта бегу от ближних к дальним, любви предпочитаю дружбу. Дружба с «дальними» помогла, и меня выдернули в Москву.
Но, естественно, опереться в моей новой московской жизни на опыт детства я не мог. Там не на что опираться – во-первых. потому что это детство, а во-вторых, семья не дала мне подходящего опыта выживания. Вот в чем моя драма, и вот почему друзья кричали, что я тут «сдохну».
У меня и было чувство, что я сдыхаю – всему надо было, как бы, учиться заново. А тут и Даша подоспела, уж она-то знала, как мне жить! Надо было взять меня - висячий компьютер, ведро с гайками – и втиснуть в роль мужа, нагрузить. А я думать не могу ни о чем, кроме разрухи внутри, я работать не могу. И мне хочется спросить: «Ребята, как я здесь оказался?»
Жизнь прокатилась мимо. Люди, которые некогда уважали тебя и видели в тебе равного, теперь щелкают тебя по носу. И поделом. Ты отупел и одичал. Ты стал неотесанным и косноязычным. Тебе пеняют за бестактность, болтливость и за банальное отсутствие тонкости в отношениях. Ты не способен по достоинству оценить человека и поймать краба, ты стал плохо плавать, у тебя гайморит, остеохондроз и дырявая улыбка, ты потерял острогу, ты не купил вентилятор, ты не способен поддержать беседу и пройти техосмотр, у тебя плохая память. Мужчинам скучно с тобой дружить, а женщинам и детям не за что любить тебя. В тебе все больше разочаровываются. Ты это чувствуешь, и прячешься в скорлупу, предпочитая общаться с людьми по телефону. При этом ты все еще делаешь вид, что этот город слишком плох для тебя. Но для какого города хорош ты? "
Беда в том, что родители не понимают потребностей своих детей. Детеныш хочет любви и понимания, а родителям нужен покой и уверенность в завтрашнем дне. Даже, если у ребенка и в мыслях нет желания противостоять и расстраивать родителей – они все равно огорчаются, «родители-утки» хотят постоянства, а разве может принести покой растущий живой организм?
Поэтому родителям необходимо с уважением относиться к талантам, и ограничениям ребенка. Необходимо знать правду о сложившейся ситуации.
Важно двигаться вперед, не бояться открыть друг другу чувства, и не надо стремиться изо всех сил, быть хорошими. Понимание начинается тогда, когда каждый может признать свою непохожесть, когда ощущение внутренней свободы легко передается другому. Хуже остаться с теми, кому не принадлежишь
Надо развивать в себе проницательность, интуицию. Понимание себя и своего ребенка всегда дает шанс попасть в светлое будущее.
Если люди не похожи друг на друга, это не значит, что другой – это изгой. Мать должна помочь своему «утенку» раскрыть его дарования, это метод проб и ошибок, как для матери, так и для ребенка. Человек, обретая веру в себя, и находя себе подобных, приобретает жизненную силу. Найти себя и свою принадлежность путем трудного поиска – не это ли свершает взрослый человек в течение жизни, почему же мы лишаем этого права своего ребенка?
Просмотров: 3541